Как вы думаете, как будет развиваться виртуальная реальность в ближайшие несколько лет? Вероятно, вы надеетесь на лучшие способы видеть, слышать и прикасаться к виртуальным мирам. Майкл Абраш, главный ученый в Oculus, кажется, согласен: когда он изложил свои прогнозы на следующие пять лет в октябре прошлого года, он сосредоточился на этих трех аспектах.

Но об одном Абраш не упоминал — запах. Использование носа в VR может показаться немного ненужным, даже лишним — главное, чтобы были доработаны графика, аудио и иммитация прикосновений.

Brief Demonstration of Olfactory and Visual Presentation Using Wearable Olfactory Display and HMD

Тем не менее запах играет ключевую роль в том, как мы воспринимаем и запоминаем мир, и без него VR, возможно, всегда будет бескровным подражанием реальности. Было обнаружено, что люди, страдающие аносмией (потерявшие обоняние) страдают пониженным качеством жизни и даже сильной депрессией. Элизабет Зира, создатель документального фильма про страдания от потеряти обоняния, описала, как она чувствовала себя «диссоциированной» от окружающего мира. «Это было так, как если бы я смотрел фильм своей собственной жизни», — писала она.

Запах — это единственное чувство, непосредственно связанное с миндалевидным телом, частью мозга, тесно связанным с нашими чувствами, а это означает, что запахи могут обеспечить нам мощные эмоциональные воспоминания. У многих из нас было ощущение, когда мы чувствуем запах, что возвращает нас в определенное время, место и эмоциональное состояние — что-то невозможное на текущей стадии развития виртуальной реальности.

Бенсон Муньян III, изучающий запах и VR в Университете Центральной Флориды, вспоминает, как в детстве ездил в дом своей бабушки. «И как только мы приехали, мы увидели розовые изгороди на ее подъездной дорожке. Итак, выйдя из машины, первым делом мы почувствовали запах розы. Этот запах запомнился у меня до сегодняшнего дня.”

Nosulus Rift PAX 2016 — Immersive Fart Reactions from South Park: The Fractured But Whole [NA]

Муньян — одна из немногих ученых, которые узнают, как мы можем ощущать запах в VR. Служив с американскими военными в Ираке, Кении и Джибути, один из его ключевых исследовательских интересов — привлечь бывших солдат к VR шлемам, чтобы они могли противостоять травматическим воспоминаниям и преодолевать их. Запах в VR применялся ранее при лечении PTSD (Посттравматическое стрессовое расстройство), объясняет он, но до сих пор различие, которое запах приносит в погружение, не было количественно оценено.

Так как же

Вместе с коллегами он создал VR опыт, где приходится бродить в поисках жуткого карнавала ночью. Так же они создали Scent Palette — серебряную коробку, размером с обувную, стоимостью 4000 долл., в которой есть несколько баночек с запахами, — таким образом, можно почувствовать запах взрыва или опрокинутого мусорного ведра; Или более приятные запахи, вроде сахарной ваты и попкорна.

Почему запахи настолько сложно имитировать для виртуальной реальности

Они обнаружили, что у участников было больше ощущения присутствия, когда они чуствовали запахи.

Но есть проблема: в комнате накапливать слишком много разных запахов. После длительных сеансов «в этой комнате может пахнуть дымом, или мусором, или дизельным топливом, или каким-либо любым сочетанием», — говорит Муньян.

Это может не только смутить ваш нос, но потребительская версия может сильно раздражать тех, кто хочет использовать гостиную после вас, не чувствуя запаха конфет и мусора. Запахи также необходимо синхронизировать с вашим опытом VR, но для того, чтобы достать запах из коробки в углу комнаты, требуется время. К тому времени, когда вы почувствуете запах дыма, вы, возможно, уже отошли от огня в виртуальном мире.